В Государственном Эрмитаже проходит выставка императорских сервизных кладовых

Выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века» будет проходить в Государственном Эрмитаже до 20 марта 2017 года.

Новости

В Государственном Эрмитаже проходит выставка императорских сервизных кладовых

В составе экспозиции более 1200 предметов. Ее основная часть — произведения, предназначавшиеся для парадного убранства «Высочайших столов».
Выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века» будет проходить в Государственном Эрмитаже до 20 марта 2017 года.

Собранные в коллекции вещи, в повседневной жизни, как правило, не использовали, их бережно хранили в специально оборудованных помещениях — Сервизных кладовых, где располагались как фарфоровые сервизы, так и посудные формы из фаянса, стекла, серебра, бронзы и прочих материалов, а также скульптурные настольные украшения

Ведущее место на выставке занимают уникальные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге с момента основания первого российского производства фарфора в 1744 году при императрице Елизавете Петровне до времени императора Николая II.

Раздел зимнедворских сервизов составляют русские фарфоровые комплексы второй половины XVIII — начала XX века: Собственные сервизы императрицы Елизаветы Петровны (1750−1760-е), Кабинетский (1793−1801) и Юсуповский (1798) сервизы времен Екатерины II и Павла I, Готический сервиз (1832) периода царствования Николая I, Банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича (1841), Александринский Бирюзовый сервиз (1899−1902), созданный при Николае II.

Особое место занимают знаменитые русские Орденские сервизы производства завода Гарднера, используемые на праздниках в честь кавалеров четырех высших государственных наград. К ним относятся четыре фарфоровых комплекса из коллекции Государственного Эрмитажа: Георгиевский (1777−1778), Андреевский (1778−1780), Александровский (1778−1780), Владимирский (1783−1785). Каждый из ансамблей украшают орденские знаки, звезды и ленты соответствующих государственных наград. Фарфоровые сервизы предназначались для торжественных приемов кавалеров в Зимнем дворце.
На выставке в Эрмитаже демонстрируются и русские сервизы для иных дворцов: Большого Петергофского, Гатчинского, Павловского, Ропшинского, Красносельского, Царскосельского, Михайловского, Аничкова и других. Выразительными образцами этого раздела являются декоративные композиции из Гербового (1827) и Золотого (1828) сервизов с роскошными скульптурными украшениями из Государственного музея-заповедника «Павловск».

Принципиальное значение в раскрытии темы выставки представляют четыре реконструкции накрытых столов, где представлены, следуя хронологии, предметы: Арабескового сервиза со скульптурными украшениями (1784) из собрания Государственного Русского музея; Русского (Гурьевского) сервиза (1809−1816) из Государственного музея-заповедника «Петергоф»; Кремлевского сервиза (1837−1838) из Музеев Московского Кремля; Берлинского сервиза, подаренного германским императором Вильгельмом II к бракосочетанию российского императора Николая II (1894) из коллекции Государственного Эрмитажа. Роскошные ансамбли позволяют сравнить принятые при Императорском дворе сервировки: «французскую» второй половины XVIII века и «русскую» XIX столетия. Прежде всего, это иллюстрируют выдающиеся ансамбли отечественного фарфора: Арабесковый сервиз и Гурьевский сервиз. Разработка первого из них связана с творчеством французского скульптора Ж. Д. Рашетта, второго — с деятельностью русского мастера С. С. Пименова. Изначально эти ансамбли украшали пышные застолья в Зимнем дворце. Для Высочайших приемов в Большом Кремлевском дворце в Москве предназначался Кремлевский сервиз, созданный на Императорском фарфоровом заводе по проекту русского художника и археолога Ф. Г. Солнцева, эффектно отразившего в искусстве отечественного фарфора мотивы декора древнерусских памятников и государственных символов России. Сервиз, подаренный Вильгельмом из коллекции Государственного Эрмитажа, созданный на берлинской фарфоровой мануфактуре, являлся последним большим ансамблем, поступившем в Сервизную кладовую Зимнего дворца.
Особое значение в контексте выставки имеют изделия восточного производства, а также ряд уникальных памятников европейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Среди них великолепные сервизы XVIII столетия: Венский с гербом (около 1730−1735), Андреевский (1744−1745), Берлинский десертный (1770−1772), Сервиз с зеленой лягушкой и архитектурными видами Англии (1773−1774), Сервиз с камеями (1778−1779), которые первыми «обживали» Сервизную кладовую Зимнего дворца. Здесь же показаны изделия русской работы — так называемые «доделки», которые демонстрируют практику отечественных дополнений к выдающимся зарубежным ансамблям. Предметы, созданные взамен утраченных, изготавливались как на самом петербургском производстве, так и на частных мануфактурах, в том числе на фарфоровом заводе братьев Корниловых. На примере севрского Сервиза с камеями демонстрируется посуда «позабытых» форм и назначений, а именно тех предметов дворцовой сервировки, которые, появившись в XVIII веке, в следующем столетии исчезли из обихода. Среди них пладеменажи; бутылочные, ликерные, рюмочные передачи; мороженицы и чашечки для десертов; компотьеры; геридоны и другие изделия.

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа (заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров) при участии других отделов Государственного Эрмитажа. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта — старший научный сотрудник ОИРК, кандидат искусствоведения Ирина Радиковна Багдасарова.
Информация о выставке на сайте Государственного Эрмитажа

eatbetter.ru

Онлайн-журнал о ресторанах.

Комментарии